История города Салоники насчитывает много веков. Со времен античной истории до наших дней город претерпел множество изменений, участвуя в величайших исторических событиях региона.

Античный период

Город Салоники был основан царём Македонии Кассандром в 315 году до н. э. Женой царя Кассандра была единокровная сестра Александра Великого — Фессалоника, именем которой царь назвал новый город, объединив в него 26 более мелких поселений, существовавших в то время вдоль берегов залива Термаикос. Именно тогда город и приобрёл свой эллинистический характер, сохранявшийся в общих чертах до конца XV века. В 146 году до н. э. захвачен римлянами.

Византийская империя

С распадом Римской империи и образованием Византийской Салоники оказались в выгодном геополитическом положении на пересечении дорог из Константинополя в Рим и из Афин в Причерноморье. После захвата арабами Антиохии и Александрии Салоники стали вторым по величине и значению городом империи. Параллельно происходила диверсификация национального состава города: здесь поселилось множество южных славян, романоязычных валахов, иммигрировавших с северных горных районов, позднее — цыган. Местными уроженцами были святой великомученик Димитрий Солунский (умер в 306 году) и святые равноапостольные Кирилл и Мефодий (IX век) — просветители славян.

В VI—VII веках готы и славяне несколько раз тщетно пытались взять Фессалоники. В 904 году Салониками овладели сарацины, и 22 000 жителей были проданы в рабство. В 995 году городом ненадолго овладели болгары. В 1185 году город был взят и разграблен сицилийскими норманнами.

С 1206 года Салоники — столица латинского государства — Фессалоникского королевства, являвшегося частью Латинской империи. В 1224 году город был отвоёван у латинян царём Эпира Феодором I Дукой, а в 1246 году взят никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем. С 1342 года по 1349 год в городе правили зилоты. В 1347 году в сан архиепископа Солунского был возведён святитель Григорий Палама (умер в 1359 году). С 1383 по 1387 год жители под руководством Мануила Второго героически оборонялись от осаждавших город турок, но в 1387 году город сдался.

В 1387—1402 годах город принадлежал туркам. После поражения турок от Тамерлана был возвращён Византии. В 1423 году власть в полуразорённом городе была передана венецианцам, стремившимся контролировать Средиземноморье и его торгово-экономический сектор.

Турки вновь осаждали город с 1426 по 1430 год, и в 1430 году окончательно захватили. Греческая элита переживала полный моральный и психологический упадок, греки массово переходили в ислам, их жизнь и быт отуречивались. Город стал частью Османской империи.

Османская империя

Жизнь в городе во времена расцвета Османской империи претерпела ещё большие изменения, равно как и его этно-религиозный состав. Во времена Византийской империи этот греко-славянский город насчитывал свыше 200 тысяч жителей и являлся вторым после Константинополя христианским центром империи. В конце XIX века от былого греческого могущества не осталось и следа: более половины населения теперь составляли испанские евреи, а основным языком города стал ладино. Греческое население теперь составляло лишь около пятой части всего населения города и было оттеснено на обочину его жизни. Значительная часть греков была уничтожена в ходе военных конфликтов средневековья. Многие были проданы в рабство мусульманам в Анатолию, где они ассимилировались. Большая часть греческой знати и среднего класса перешла в ислам и усвоила турецкий язык. Но многие простые греки так и не смирились с турецким владычеством и ушли жить в горы. В городе значительно разросся и мусульманский квартал, в котором проживали в основном турки и отуреченные народы, уроженцем которого был и знаменитый Ататюрк. С началом всегреческого восстания в мае 1821 года турки демонстративно казнили в городе около 3 000 греков. Антигреческий террор продолжался с 1821 по 1823 год. Русский славист Виктор Григорович посетивший города в 1845 году отметил, что большинство жители составляли евреи разных сект и турки, затем – македонские валахи, греки, цыгане, европейцы. Несмотря на близость болгарских поселений, в Солуне были сравнительно мало постоянных жителей болгар.

К моменту взятия города греческими силами в 1912 году греки и другие греко-православные составляли 25,3 % населения города.

Реэллинизация

В самом начале Освободительной войны Греции, в 1821 году, восставшие греки, которыми руководил Стаматиос Капсас, попытались с боем взять Салоники, но безуспешно. Город был отвоёван греками лишь в ходе Балканских войн 1912—1913 годов. Впоследствии, в результате геноцида евреев в годы Второй мировой войны (Холокост) и оттока турецкого населения Салоники вновь стал практически полностью греческим городом. Внешний вид города значительно изменился после страшного пожара в августе 1917 года, оставившего без крыши над головой более 70 000 жителей.

В годы Второй мировой войны город был оккупирован немецкими войсками. В 1943 году Германия готовилась передать город под контроль союзной ей Болгарии, чтобы высвободить войска для отправки на Восточный фронт, но не решилась на этот шаг после массовых протестов по всей Греции и опасаясь всплеска и без того массового партизанского движения (см. Демонстрация против расширения болгарской зоны оккупации). Город был освобождён Греческой Народно-освободительной Армией — ЭЛАС 27 октября 1944 года, в день памяти Димитрия Солунского, святого покровителя города.

Славянское меньшинство

В районе Салоник и в соседних сельских регионах области Македония ещё с конца VIII века (Великое переселение народов) сложилась значительная община так называемых солунских славян или македонских славян, которым близки современные болгары и македонцы. По переписи 1951 года во всём регионе Македония и в основном в западных номах — Флорина и Касториа — проживало свыше 41 тыс. носителей южнославянской речи. 24 мая 2008 года в День славянской письменности глава неканонической Македонской православной церкви митрополит Стефан официально упрекнул правительство Греции в проведении политики эллинизации местных славян. Это заявление вызвало официальный протест Афин.

На языке местного славянского населения, так же, как и в болгарском и македонском языках, город Салоники называется Солун.

Wikipedia